Impact Mapping является эффективным методом планирования для разработки ПО, развития продуктов и проектов. Он дает возможность построить мост от высокоуровневых стратегий и концепций бизнеса к реальным возможностям реализации и конкретным задачам на стороне ИТ.
Impact Mapping позволяет организациям и командам при разработке продуктов и выполнении проектов всегда держать в фокусе действительные бизнес цели, согласовывать с ними свою деятельность, а значит и принимать более эффективные решения. Разберемся что из себя представляет данный метод, как его применять.
Как работает Impact Mapping?
Для выполнения Impact Mapping в качестве инструмента визуализации используется ментальная карта (Mind Map). Она наглядно отображает состав работ по развитию продукта, основные допущения, ограничения, а также взаимосвязи между ними. Карта создается во время совместного обсуждения участниками и заказчиками процесса разработки.
Допустим мы говорим про разработку ПО, а участники процесса, это представители бизнеса и члены ИТ команды. Для создания карты участники рассматривают 4 аспекта и отвечают на следующие вопросы:
- Цели - вопрос «Почему?» (Why?)
- Основа и ключевой элемент mind map структуры, это ответ на самый важный вопрос: «Почему мы это делаем?» Это цели, которые мы пытаемся достичь.
- Стейкхолдеры - вопрос «Кто?» (Who?)
- Первая ветка карты предполагает ответ на следующие вопросы: «Кто может реализовать задуманное и кто может этому помешать?», «Кто может повлиять на развитие продукта и кто является заинтересованными лицами?». Другими словами на этом шаге мы определяем всех стейкхолдеров для нашего продукта.
- Воздействия и влияния - вопрос «Как?» (How?)
- В рамках формирования второго уровня mind map участники встречи Impact Mapping отвечают на следующий вопрос: «Как стейкхолдеры могут помочь нам достичь цели или напротив препятствовать этому?». Отвечая на этот вопрос мы определяем как заинтересованные лица могут повлиять на развитие продукта.
- Задачи - вопрос «Что?» (What?)
- И наконец на третьем уровне находятся ответы на следующий вопрос: «Что именно мы можем сделать для реализации наших целей и достижеия результата?». Таким образом на этом шаге участники встречи формируют список конкретных задач и действий, которые необходимо выполнить для достижения успеха. В контексте ПО это могут быть, например, новые функции и возможности, действия по повышению производительности или безопасности и т.п. Записывать ответы на вопрос «What?» лучше в формате User Story, так можно сразу получить готовый бэклогдля планирования итераций.
На картинке ниже приведен пример возможной визуализации целей и задач построенной в рамках Impact Mapping:
Организация процесс создания ментальной карты процесса
А теперь буквально несколько комментариев на тему, как организовать встречу для построения Impact Mapping:
- Как уже было сказано выше – в рамках встречи Impact Mapping важно собрать и представителей заказчика, и представителей разработки. Со стороны бизнеса это могут быть: спонсоры, бизнес аналитики, бизнес менеджмент, владелец продукта. Со стороны ИТ возможно участие любого их членов команды разработки, но в любом случае это должны быть представители системного анализа, QA, архитектуры и разработки. Также на встрече нужен фасилитатор, им может быть Scrum Master.
- Если встреча по созданию карты Impact Mapping происходит в первый раз, то потребуется довольно много времен. Необходимо и объяснить собравшимся формат взаимодействия, и выработать взаимное доверие участников, и синхронизировать понимание многих важных вопросов не говоря уже про собственно само составление mind map. Поэтому для первой встречи лучше сразу планировать целый день. Для последующего поддержания и актуализации карты можно делать более короткие регулярные встречи на 1,5-2 часа.
- В качестве инструмента визуализации создаваемой структуры можно использовать большую маркерную доску или экран на котором будет запущен MindManager (или другой похожий редактор ментальных карт).
Что в итоге дает Impact Mapping
- Ни один продукт не работает независимо от всего и не находиться в вакууме. Он всегда имеет множество интеграций, взаимозависимостей с другими продуктами и проектами, на его развитие может влиять огромное количество вовлеченных в разработку и заинтересованных лиц. Собственно Impact Mapping позволяет отобразить данную сеть взаимосвязей целей, ограничений, продуктов и ролей. А главное метод дает возможность преодолеть разрыв между видением бизнес-спонсоров и заказчиков и группой разработчиков. Фактически ментальные карты визуализируют динамическую взаимосвязь между планами ИТ и окружающим миром, фиксируя наиболее важные предположения и ограничения. Они помогают воплотить принципы Agile - эффективно адаптировать планы и реагировать на изменения, сохраняя при этом четкую дорожную карту для ИТ и хорошее видение общей картины для бизнеса.
- Отображение всех воздействий по разработке продукта помогает уменьшить количество лишней работы, предотвращая чрезмерность в изменении состава работ и инженерных решений. Impact Mapping обеспечивает фокусировку на результатах разработки в контексте целей, для которых она ведется. Когда у всех участникам процесса от бизнеса, до ИТ специалистов есть синхронное видение развития продукта, им гораздо проще понять друг друга, договориться о приоритетах, говорить на одном языке. В таких условиях команда ИТ может предлагать своим коллегам из бизнеса варианты оптимизации или решений тех или иных задач.