Рассмотрим такой важный вопрос как организация и проведение UAT. При этом посмотрим, как провести приемочное тестирование максимально эффективно с точки зрения выявления дефектов и оставить отличное впечатление у непосредственных участников процесса.
Конечно, самый простой и лежащий на поверхности ответ, это предоставить пользователям и заказчикам для приемки качественный, отлично протестированный и отлаженный продукт. Если нет ошибок, все отлично работает, то естественно участники UAT будут удовлетворены таким ПО. Однако, качество самого продукта, это не единственный залог успешной приемки и удовлетворенности пользователей. Какие же еще условия необходимо соблюсти, чтобы пользователи участвующие в UAT остались довольны результатами?
Тут очень важен сам процесс проведения UAT, его организация. Этот процесс должен быть удобен и понятен для участников, не должен вызывать у них отторжения и недоверия, пользователям важно увидеть реальную значимость этой процедуры. Грамотная организация приемочного тестирования очень важна ведь пользователи должны воспринимать UAT не как формальную и обременительную процедуру, а по настоящему включиться в процесс тестирования и помочь выявить какие-то проблемы, не очевидные для ИТ тестирования.
Итак, оставим за скобками требования к уровню качества ПО, которое передается на UAT и посмотрим на остальные факторы. Ниже я приведу 8 правил, которые позволят организовать приемочное тестирование так, чтобы участники остались удовлетворены самим процессом и внесли максимальный вклад в контроль качества:
Правило 1. Понятные правила и сроки UAT
- Необходимо заранее составить план проведения приемочного тестирования и ознакомить с ним всех участников. Лучше всего выслать письмом все детали, сроки и цели UAT, а затем сделать короткую телефонную конференцию с участниками и еще раз подсветить основные моменты.
- Обязательно нужно обозначить:
- Сроки проведения тестирования и исправления ошибок
- Список участников тестирования
- Цели UAT и функционал, который требуется проверить
- Критерии успешности тестирования
Правило 2. Данные для тестирования
- Важно подготовить все необходимые данные для выполнение тестирования, чтобы у пользователей не возникло с этим проблем.
- Для проведение проверок могут потребоваться большие таблицы данных, какие-то определенные параметры, мультимедиа файлы и т.п. Для экономии времени во время UAT лучше подготовить все это заранее.
Правило 3. Правила по настройке среды тестирования
- Как правило для выполнения тех или иных проверок необходимо предварительно настроить среду тестирования: установить необходимое ПО или патчи, выполнить определенный набор шагов по конфигурированию программы. А между выполнением различных тестов систему может потребоваться возвращать в исходное состояние. Чаще всего человеку не из ИТ трудно с этим разобраться (да это и не нужно). Поэтому пользователей перед UAT нужно снабдить понятными пошаговыми инструкциями по подготовке ПО к тестироованию.
- Плюс ко всему необходимость разбираться с настройками оборудования и системы явно не добавит пользователям энтузиазма, скорее всего они даже не будут пробовать.
Правило 4. Документы, спецификации, инструкции
- Под рукой у пользователей во время UAT всегда должны быть требования к системе, доступ ко всей сопроводительной документации вплоть до «help». Имея на руках исходные требования, участники тестирования могут сверить с ним реальное поведение системы.
- При работе с требованиями пользователи также вполне могут обнаружить какие-то неточности, ошибки или просто неоптимальные решения в самой проектной документации.
Правило 5. Контактная информация для помощи
- Пользователей обязательно нужно снабдить списком ответственных за поддержку UAT специалистов и их контактами. В любой ситуации, в случае любого вопроса или проблемы каждый участник тестирования должен понимать, к кому нужно обращаться.
- Прежде всего требуется сообщить участникам приемочного тестирования, кто отвечает за:
- Общую координацию процесса UAT
- Требования к разрабатываемому функционалу или продукту
- Технические вопросы касающиеся работы ПО
- Вопросы связанные с процессом тестирования
- Доступы, права, роли и профили
- Установку ПО и настройку среды тестирования
Правило 6. Регулярный статус с текущей ситуацией
- Все участники UAT должны быть в курсе текущего статуса тестирования: что уже сделано, где есть задержки и сложности, какие ошибки найдены и исправляются. Это важно для того, чтобы каждый мог видеть общую картину происходящего, лучше представляя свою собственную задачу.
- Также регулярный статус сильно экономит время исключая ненужную работу ведь он показывает, какие блокирующие дефекты есть на текущий момент и какая часть функциональности недоступна для тестирования.
Правило 7. Финальный отчет и итоги UAT
- Наряду с регулярной информацией о текущем статусе UAT необходим также и итоговый обобщающий отчет.
- Основная цель такого отчета – показать значение приемочного тестирования, подсветить на что оно повлияло. Для этого необходимо в качестве итогов указать следующую информацию:
- Обнаруженные в процессе приемочного тестирования проблемы их краткая оценка относительно заявленных требований
- Статус и планы по исправлению зарегистрированных в рамках UAT дефектов
- Выводы по итогам приемки и шаги для оптимизации процессов разработки и тестирования в будущем
- Общий результат приемки и дальнейшие шаги по работе с протестированной версией ПО: одобрена ли данная версия для установки или отправлена на доработку
Правило 8. Дополнительная коммуникация с участниками UAT
- Помимо формальных процессов, отчетов и встреч очень важны дополнительные неформальные коммуникации с участниками тестирования. Звонок с вопросами как идут дела с проверкой ПО, есть ли какие-то сложности, нужна ли помощь даст гораздо более детальный и честный фидбэк, чем письменный запрос статуса.
- В ходе разговора можно отдельно подсветить значимость UAT в целом, а также ответственность и ценность работы каждого участника тестирования.